Вы бы хотели, чтобы ваши дети изучали английский язык с преподавателем, который научит их любить язык и знать его не формально, а по-настоящему? Представляем Вам методиста программы English Buzz центра Advance Маржан Ашляеву. Она на своем опыте узнала, чем отличаются школьные уроки и живая речь на английском языке, сделала из этого выводы и стала преподавать так, чтобы дети с легкостью преодолевали пресловутый языковой барьер.
Резюме
- Методист программы English Buzz ЦИР Advance
- Окончила школу в El Diamante High School, CA, USA
- Получила степень магистра в Ultrecht University, Нидерланды
- Преподаватель английского языка в КазНУ им. Аль-Фараби
- Автор методики Advance "Summer English"
Маржан Ашляева преподает английский язык более 6 лет.
- Меня всегда привлекали благородные профессии: врач, полицейский, пожарный, учитель, пилот, - рассказывает она. - Но из-за проблем со зрением круг замкнулся на профессии учителя. Я не расстраивалась, так как мне повезло обучаться у самых лучших преподавателей, как в школе, так и в университете. Креативность и дружелюбие моих учителей мотивировали меня. Они умели пробуждать во мне желание учиться и получать знания, делать открытия и узнавать новое. И я решила стать одной из них.
Первое знакомство с живой речью на английском языке у Маржан произошло в 16 лет, когда она поехала в Америку, выиграв конкурс по FLEX - программе обмена для старшеклассников. Когда казахстанская школьница попала в США, она, как и многие ее ровесники, испытала культурный шок.
- Я училась в El Diamante High School в Лос-Анжелесе, в штате Калифорния, - рассказывает Маржан. - У меня были базовые знания английского языка, я занималась дома сама. Но оказалось, что в США говорят совершенно по-другому, в основном, на сленге. Практически месяц я молчала и только слушала, привыкала к их быстрому темпу речи и новым выражениям. Американцы очень активно используют фразовые глаголы и идиомы, которых мы в школе не изучали, и это было большим упущением нашего традиционного образования, у нас этому не придавали значения. Именно поэтому сейчас я на своих уроках стараюсь вложить в курс большое количество фразеологизмов, идиом, пословиц, бытовых разговорных фраз, которые понадобятся тем, кто будет общаться с иностранцами.
А тогда мне было очень сложно, но постепенно я адаптировалась, через месяц начала говорить, потом думать и даже видеть сны на английском. Дошло до того, что в разговоре с родителями по skype я иногда забывала русские слова.
Маржан приятно поразила учебная система США.
- В американских школах есть много предметов, которых нет у нас. Например, там учат детей, как высчитывать и оплачивать налоги, как написать резюме и проходить собеседование, вплоть до того, как при этом одеться. Есть такой предмет "механика", где школьников учат, что делать, если у тебя лопнула шина или потекло масло. В общем, в американских школах действительно готовят детей к самостоятельной жизни. Образование очень разноплановое и практичное.
Мне понравилась кредитная система, при которой есть определенный базовый набор предметов, которые ты обязан посетить, а остальное ты выбираешь сам. Например, я посещала изобразительное искусство, хор, журналистику и business enterprise. Последний предмет - это обучение бизнесу на практике. В школе у нас был свой магазин, и там всю работу выполняли школьники. Они продавали, вели бухгалтерию, закупали товары, таким образом получая опыт ведения бизнеса. Потрясающими были и уроки по журналистике, у нас была своя школьная газета и телевидение.
Очень интересно там проходили уроки английского языка. У них изучают язык посредством литературы, через произведения классиков. У меня даже не было ощущения, что я сижу на уроке английского языка, каждое занятие было неким приключением, когда мы погружались в интересные книги. Это очень правильный подход, когда язык учат не по правилам, а по его проявлениям в бытовой речи и литературе. И я считаю, что гораздо полезнее читать книги, чем зубрить грамматику. Например, я всегда много читала на русском языке и грамотно писала сочинения и диктанты, потому что благодаря книгам развила свой словарный запас и автоматическую грамотность. Ведь не важно, знаешь ли ты, что такое деепричастный оборот, важно правильно применять его в речи и письме. Так и с иностранным языком. Бесполезно учить слова и правила без контекста, нужно изучать настоящий язык по живой речи и литературе. Сегодня этот подход применяют в продвинутых школах и в Казахстане. Например, при поступлении в НИШ дети проходят тестирование на знание английского языка не по обычной схеме, где нужно знать грамматические правила, а отвечая на смысловые вопросы по тексту. Кстати, Маржан сейчас набирает группу по подготовке к НИШ в центре интеллектуального развития Advance.
- Мы будем обучать детей по методу prediction, обучая их критическому мышлению. Тесты НИШ построены таким образом, чтобы проверить не только знание языка, но и критическое мышление. Например, в одном из тестов рассказывается о мальчике, который переедает. Приводятся его слова о том, что он таким образом заедает стресс, что он наслаждается едой, но все остальные, в том числе, родители считают, что это плохо. И далее идет вопрос: "Что думает мама Марка о его привычке?". Напрямую в тексте не говорится о том, что думает мама. Но понимая смысл текста, ребенок может ответить на этот вопрос. Перед чтением текстов мы на занятиях даем наводящие вопросы по теме и затем дети ищут в тексте основные мысли, пропуская "воду" - неважную информацию. В американской школе учитель также давала нам опорные вопросы перед чтением текста, чтобы мы знали, на чем делать акцент и учились быстро находить нужную информацию. Это отличный метод, который помогает научиться читать "между строк" и улавливать смысл, а значит, по-настоящему, а не формально овладеть языком. Курс по подготовке к НИШ в Advance стартует в начале октября, занятия будут идти 6 месяцев.
- Это будет очень интенсивная работа, - говорит методист. - За эти 6 месяцев мы пройдем обучение по двум учебникам, один из которых обычно разбирается 8 месяцев. Занятия будут проходить 2 раза в неделю по 80 минут, кроме того, дети будут учиться на базовой программе English Buzz, итого, они будут заниматься английским языком 4 раза в неделю. Сразу скажу, что не все смогут выдержать такую интенсивную нагрузку, поэтому я хочу видеть у себя в группе детей, которые по-настоящему мотивированы поступить в НИШ, которые сами этого хотят и знают, для чего это им нужно. Здесь нужна очень сильная целеустремленность и дисциплина. Но если ребенок действительно готов заниматься и хочет в будущем стать успешным, поступить в хорошее учебное заведение, путешествовать по разным странам, проявить себя, то мы предоставим ему все возможности, чтобы он получил нужные знания. Так что, если ваши дети мотивированы, добро пожаловать на наши курсы*!
По мнению, Маржан, мало кто понимает, насколько велико влияние педагога на дальнейшую судьбу его учеников и студентов.
- Учитель может убедить учеников сворачивать горы, делать невозможное, преодолевать границы... или же навсегда убить в ребенке желание учиться. Быть преподавателем - это огромная ответственность. Поэтому я стараюсь, в первую очередь, стать другом для своего студента, сократить дистанцию, позволить ему открыться и открыть свой потенциал. И уже вместе мы стремимся вперед. Представьте себе, что вы - путешественник, который только начал свой путь и заблудился в лесу. Учитель - это не волшебник, который появится из-за кустов и покажет правильную тропинку. Учитель - это напарник, который будет идти с тобой через лес, но в руках у него будет факел, который будет освещать ваш самостоятельный путь.
*В центре Advance также проводится набор на подготовку к НИШ по математике, об этом мы расскажем подробнее в одном из следующих материалов.