Исследование о влиянии ментальной арифметики на познавательные процессы прошло в Казахстане

28-12-2015, 17:51

Ментальная арифметика набирает все большую популярность в Казахстане. Эксперты уверены, что занятия позволяют детям не только учиться быстро решать арифметические задачи в уме, но и благоприятно сказываются на общем развитии. За независимым мнением мы обратились к кандидату психологических наук, доценту Бековой Жанат Кадырбаевне. Вместе со своей ученицей Саметовой Даной они провели исследование о влиянии ментальной арифметики на познавательные процессы ребенка.

«Ментальная арифметика – это уникальная методика. Чтобы убедиться в ее эффективности, мы пригласили к участию в исследованиях детей с задержкой психического развития», – делится Жанат Кадырбаевна.

Исследование проводилось в течение полугода с 10 детьми с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 10 лет. В рамках исследования изучались такие познавательные процессы, как память, концентрация внимания, логическое мышление.

«Родители отмечали, что когда дети занимались ментальной арифметикой параллельно с общеобразовательной школой, ментальная арифметика очень помогала им в организации режима дня, учебного процесса, улучшила уровень усвоения материала общеобразовательной школы», – рассказывает о результатах исследования Жанат Бекова. По мнению доцента, школьная программа сейчас сложная, и дети быстро утомляются. Ментальная арифметика помогает лучше усваивать материалы.

По результатам исследований, 80% детей показали положительные результаты. У двоих деток результат остался на том же уровне, либо стал немного выше. По мнению Даны, это может быть связано с тем, что родители не контролировали посещаемость занятий и выполнение домашних заданий, которые играют большую роль в процессе обучения.

Находясь на пике популярности, ментальная арифметика вызывает множество споров. В интернете часто озвучивают мнение, что ментальная арифметика «зомбирует» ребенка. Мы попросили Дану прокомментировать данное суждение:

«Ментальная арифметика введена в некоторые общеобразовательные школы Китая в программу, и по моему мнению, это помогает китайским детям быть более собранными, сконцентрированными и ориентированными на достижение цели».

Некоторые педагоги уверены, что ментальная арифметика вредит обучению математике. Дана развеяла и этот миф: «Один мой ученик с задержкой психического развития до занятий ментальной арифметикой в третьем классе считал на пальцах пример «2+3=5». Сейчас он может решать примеры с двузначными числам ментально, например «25+48-99». Если за три года школьная программа не смогла обучить его считать с помощью левого полушария, то почему бы не решать примеры, использую правое полушарие?».

В прошлом году доклад о пользе обучения ментальной арифметике был представлен на конференции Карагандинского Государственного университета, в этом году – на конференции Евразийского университета. Дана имеет свою авторскую программу для инклюзивных детей. Мы надеемся, что в дальнейшем она сможет эффективно внедрить ее, и особенные детки смогут развиваться, в том числе, благодаря изучению ментальной арифметики.